Гибок, богат и при всех своих несовершенствах 

прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь 

которого достигла высокого развития.

Н.Г. Чернышевский.

Интерес к возможности преподавания татарского языка в школах города Самара  у представителей татарских общественных организаций возникал давно. Вопрос о предоставлении такой возможности много раз обсуждался на различных встречах, но, к сожалению, дальше этого дело не двигалось.

Переломным моментом можно назвать тот факт, когда одна  из татарских общественных организаций ТНКА попыталась объединить татар, проживающих  в близлежащих к Зубчаниновке (окраина Самары) районах. Одним из таких районов оказался микрорайон Кошелев (Крутые Ключи), где проживает много переселившихся из сельских районов молодых семей. Таким образом, сформировалась группа родителей, желающих, чтобы у их детей появилась возможность на базе СОШ, в которой обучаются их дети, преподавался и татарский язык.

Представителями общественных организаций, совместно с  родителями был предпринят ряд попыток осуществить задуманное. Была изучена законодательная база, проработаны различные варианты и возможности для решения проблемы. Но основной преградой стало отсутствие специалиста. Тогда силами родителей  был найден среди жильцов микрорайона дипломированный педагог татарского языка. И после этого состоялась очередная встреча с руководством школы.

Очень хочу подчеркнуть, что в решении такого рода вопросов необходимо проявлять деликатность, воспитанность и тактичность. Во время встречи мы ни разу не употребили, что Вы (администрация школы) обязаны согласно федеральному закону о языках обеспечить нашим детям возможность изучения родного языка, в нашем случае татарского. Мы: я как представитель татарской общественной организации, родители детей, обучающихся в данной школе, – просили помочь администрацию школы в лице директора сохранить нам наш замечательный, мелодичный язык ( ведь только в нашем языке есть такое понятие,  как «мон» – язык, имеющий глубокую историю), наш родной татарский язык, язык второго по численности коренного народа Самарской области, тем более что федеральный закон о языках предоставляет такую возможность.

Желание изучать татарский язык возникает не только у детей из татарских семей. Нас радует, когда дети других национальностей, равно как и дети из смешанных семей, выбирают для дополнительного изучения родного языка  татарский язык — это свидетельствует об искреннем интересе ко второму по распространённости языку в Российской Федерации.

 И вот тут можно сказать, что звезды сошлись- наличие родителей и их детей, присутствие квалифицированного педагога и положительная реакция администрации учебного заведения на нашу инициативу. Лед тронулся.

 В свое время для своей дочери, будучи в Казани, я приобрел книгу Күңелле татар теле («Увлекательный татарский язык»), автор Хайдарова Р.З., Галиева Н.Г. Татарский язык за курс начальных классов дочь постигала с репетитором, и только в 5 классе пришла в школу с углубленным изучением отдельных предметов «Яктылык», где дети изучают язык на протяжении всего периода обучения. Хочу отметить, что ее уровень ненамного отставал  от учеников данной школы. Поэтому мною было предложено организовать изучение татарского языка на базе данного учебника. С этой просьбой мы обратились в ВКТ (Всемирный Конгресс Татар), который пошел нам на встречу, тем более что данный учебный материал был одобрен ФГОС. В скором времени были получены необходимые учебники, к сожалению, в ограниченном количестве, и с этого момента на базе средней общеобразовательной школы №7 им. Героя РФ М.Т.Калашникова начались занятия по татарскому языку в рамках внеурочной деятельности.

И вот тут хочу подчеркнуть очень важный момент: данное направление требует постоянства, ни в коем случае нельзя отпускать ситуацию на самотек. Что у нас и произошло, а как следствие – педагог уволилась, количество детей сократилось до 50 человек. К сожалению, у нас, татар, иногда случается такая порочная практика- ярко осветить событие, прогреметь на всю страну с замечательной инициативой, а потом отпустить все на самотек.

В связи  с вышеизложенными причинами, в сентябре 2021 году проблема вновь вернулась на круги своя:  наличие родителей, желающих, чтобы их дети изучали родной татарский; отсутствие возможности у администрации школы решить возникшую проблему ввиду отсутствия педагога.

 Вновь  был проведен ряд переговоров,  мы общими усилиями нашли другого педагога — она только в этом учебном году устроилась в школу учителем начальных классов. Татарка, родом из татарского села, носитель языка. Из-за отсутствия у неё квалификации “учитель татарского языка”предмет не смогли добавить в школьную программу, но включили изучение родного языка во внеурочную деятельность..

Используя  опыт, уже без участия родителей, инициатива по включению татарского языка в учебный курс была осуществлена на базе другого учебного заведения -образовательного  центра  “Южный город”. Это мегакрупное образовательное  учреждение, объединяющее в себя пока две школы и большое количество детских садов. Директор образовательного центра – неординарная личность, обладатель звания «Лучший учитель года», участник конкурса «Лучший директор России» 2021 года, вошедший в пятерку финалистов . В процессе длительной беседы, выслушав все аргументы, изложенные мной, проанализировав все «за» и «против», он пришел к решению: почему бы не попробовать, тем более что, на нашу удачу, среди педагогов коллектива есть специалист по татарскому языку.

Итак, уже во втором образовательном учреждении Самарской области стал преподаваться татарский язык  в рамках внеурочной деятельности. К сожалению, в СМИ недобросовестные  авторы и блогеры недопустимо и безответственно пытаются поставить знак равенства между стремлением сохранить татарский язык как родной и “татаризацией” детей. Межнациональный мир и согласие — это очень важная составляющая мирного сосуществования многонационального народа России. А татары во все времена были активными участниками строительства Государства Российского и его защитниками.

Итак, резюмируем: важным фактором для изучения родного татарского языка является

  1. Востребованность – наличие родителей, желающих того, чтобы их дети изучали татарский язык.

2.  Наличие квалифицированных педагогов татарского языка: «кадры решают все»

Без квалифицированных кадров изучение языка практически невозможно.

И в этом состоит настоящая, я бы даже сказал, глобальная проблема. Думаю, такая ситуация сложилась не только в Самарской области, но и во всех регионах России и даже Татарстане. Несмотря на обещание Всемирного Конгресса Татар, организовать прохождение курсов повышения квалификации для педагогов нашей школы, оно так и не было осуществлено. На мое обращение к Конгрессу  в этом году был дан  более удручающий ответ: нужно набрать группу, организовать занятия на платной основе. При таком подходе решить проблему с кадрами архисложно – времена альтруистов, к сожалению, проходят, и одного патриотического чувства мало, нужна помощь свыше. Пока не будет отлажен механизм подготовки и переподготовки учителей татарского языка, не налажена «кузница кадров», о стабильном изучении языка можно и не думать.

3. Об учебниках, учебных пособиях …

Для организации нормального процесса обучения необходимы учебники, одобренные ФГОС. Их необходимо иметь в требуемом количестве, подчеркиваю в требуемом – что это за урок, если мы даже на каждую парту не можем положить учебник. Также необходимы рабочие тетради для учащихся,  методические, мультимедийные пособия для педагогов. Самое удивительное, что все это есть, нужно только найти источник финансирования, отдать заказ в типографию, снабдить школы требуемой литературой – и будет все замечательно.

4.  Пропаганда культуры татарского народа и татарского языка.

Как повысить заинтересованность родителей и детей в изучении татарского языка?

Один из приёмов популяризации и пропаганды татарской культуры –  проведение различных фестивалей и конкурсов, где  дети могли бы применить свои познания в изучении татарского языка и литературы.

Нами, татарами региона,  был организован   детский фестиваль изначально в рамках Самарской области. На сегодняшний день это международный фестиваль-конкурс татарской культуры “МИРАС” («Наследие») , где все исполняется на татарском языке. В следующем году мы надеемся его провести уже в пятый раз.

Также ежегодно мы проводим поэтический конкурс “В мире поэзии” (“Шигрият дөньясында”). Участников поэтического конкурса мы не ограничиваем рамками чтения на татарском языке, а даем возможность и русскоговорящей аудитории познакомиться с поэтическим наследием татарских авторов, в переводе. Второй год он проходит в статусе межрегионального. В этом году конкурс собрал рекордные 520 участников из различных уголков нашей необъятной страны.  Следует отметить, 60 участников представлены из двух самарских школ, в которых только недавно стал преподаваться татарский язык. И вот тут хочется сказать слова благодарности и признательности губернатору Самарской области Дмитрию Игоревичу Азарову, Администрации городского округа Самара за неоценимую помощь и поддержку в проведении данных конкурсов. Также благодаря их поддержке в городе и области проходит много мероприятий, поддерживающих национальную культуру: это и Сабантуй, Сөмбелә и многие другие.

5. Поддержим талантливых детей!

Стимулирование востребованности изучения родного языка невозможно без дальнейшей поддержки талантливых и одаренных детей. Для этого к существующим возможностям  отметить талантливых  и успевающих детей на страницах  издаваемых в регионе двух газет и одного журнала на татарском языке, публикации сюжетов о них на трех сайтах татарской направленности, имеющейся возможности приобщить одаренных детей к участию в жизни двух народных ансамблей «Ялкынлы яшлек» и «Идел» хотелось бы добавить больше возможностей.

Наличие в городе миллионнике одной единственной, уникальной в своем роде , школы “Яктылык” с углубленным изучением отдельных предметов в корне не решает проблемы потребности в изучении родного татарского языка. Организация групп с возможностью  изучения родного татарского языка в рамках общеобразовательной программы на базе других городских школ существенно помогла бы в сохранении  нашего культурного наследия.

Хотелось бы закончить такими словами.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет  всей  его духовной жизни. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» К.Д.Ушинский 

Заместитель председателя правления

Самарской областной татарской национально-культурной автономии
по вопросам культуры и языка

Саитов И.З.